19 июня 2010 г.

Расчёт термостабилизации салона автобуса

В современных городских автобусах отсутствует система принудительной вентиляции, а так как в ограниченном пространстве объёмом ~60 м3 находится 120 человек, то происходит быстрый нагрев воздуха и насыщение углекислым газом. В таких условиях система естественной вентиляции становится малоэффективной. Специально спроектированный кондиционер для общественного транспорта может решить проблему вентиляции и охлаждения воздуха в салоне.
      Для определения избыточного количества тепла, поступающего в салон был произведён расчёт тепловых потоков. В качестве прототипа был выбран автобус ЛиАЗ 5256 (рисунок 1)

 
 Рисунок 1 - ЛиАЗ 5256

   ЛиАЗ-5256 — высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Разработка модели 5256 началась в конце 70-х годов, серийное производство началось в июле 1989 года. Выпускается в следующих вариантах:
– Городской
– Пригородный/междугородный
– Для перевозки детей
– Специальный (для перевозки инвалидов)

     Автобус в пригородной модификации отличается от городского большим числом и повышенной комфортностью сидений, отсутствием средней двери. Автобус может укомплектовываться двигателем производства Caterpillar, ЯМЗ или КАМАЗ. Технические характеристики приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Технические характеристики автобуса


Класс автобуса

большой

Назначение

городской

Колесная формула

4х2

Тип кузова

Несущий, вагонной компоновки

Ресурс кузова (лет до скв. коррозии)

12

Длина / ширина / высота, мм

11400 / 2500 / 3007

База, мм

5840

Высота потолка в салоне, мм

2100

Количество /ширина дверей, мм

3 (1200)

Общее число мест (в т.ч. посадочных)

118 / 23+1

Клиренс, мм

180

Масса снаряженная / полная, кг

9960 / 17930

Емкость топливного бака, л

230

Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг

6480 / 11300

Тормозная система

Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес - барабанные, ABS

Вентиляция

Естественная через люки и форточки

Система отопления

Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя

и независимого подогревателя Webasto



Для определения максимальных тепловых потоков был рассмотрен случай стоянки автобуса в жаркий солнечный летний день с работающим двигателем. Будем считать, что солнце находится сбоку автобуса и освещает крышу и правую сторону. Угол между землёй и солнечными лучами 45°. Мощность солнечного излучения I=560 Вт/м2. Температура окружающего воздуха tн=30° С. В салоне автобуса поддерживается постоянная температура +26° С.


В рассмотренном случае для поддержания в салоне постоянной температуры +26°С  требуется холодопроизводительность системы кондиционирования 16,5 кВт. При этом как видно из круговой диаграммы (рисунок 2) 59% тепла выделяют пассажиры 24% приходится на тепловое излучение, попадающее в салон через остекление и 17%  тепла поступает через ограждение. 

 
Рисунок 2 - Тепловые источники
  
На гистограмме (рисунок 3) показано распределение тепловых потоков через однородные в тепловом отношении участки кузова (солнечное излучение через остекление не учитывается в данной диаграмме). Наибольшее количество тепла поступает через пол, потолок и двери.

 
Рисунок 3 - Тепловые потоки через кузов

Были рассчитаны тепловые потоки при различных скоростях движения автобуса, результаты расчётов отображены на графике (рисунок 4). Как видно из графика при скорости 40 км/ч тепловой поток из окружающей среды уменьшается до значения 6100 Вт, при дальнейшем увеличении скорости поток меняется незначительно.


Рисунок 4 - Зависимость теплопоступлений от скорости движения


Сравнивая распределение тепловых потоков для максимальной скорости и случая стоянки, можно заметить, что тепловой поток изменяется не на всех поверхностях одинаково.


Рисунок 5 - Тепловые потоки через кузов автобуса


Определение количество тепла, поступаемого через открытые двери автобуса во время посадки и высадки пассажиров представляет сложную задачу, которая  в данном случае не рассматривалась.



Комментариев нет:

Отправить комментарий